Отслужившие своё подъёмники решением Совета ЕЭК остаются в строю, при этом Ростехнадзор увеличивает число индикаторов риска в отношении старых кабин
С 3 февраля текущего года при контроле работы вертикального транспорта в многоквартирных домах и офисных зданиях вместо трёх параметров, отражающих состояние лифта, начали анализировать уже пять показателей.
Два новых индикатора связаны с обращениями граждан в Ростехнадзор по вопросам работы лифтов в МКД и на прочих объектах. Первый из них – поступление в ведомство не менее трёх обращений граждан в течение полугода со дня первого из них о том, что нагрузка на лифт увеличилась в силу вывода из эксплуатации иных лифтов в одном подъезде здания.
Второй показатель – получение ведомством двух и более обращений граждан, организаций, органов государственной власти или органов местного самоуправления, содержащих сведения об эксплуатации лифта с нарушениями в его работе, в течение месяца со дня поступления первого из таких обращений:
- подтекает масло в кабине;
- нарушается ритм или равномерность её движения (среди них – рывки во время движения, либо резкое ускорение кабины);
- происходят непреднамеренные удары кабины;
- кабина лифта покачивается в горизонтальном измерении.
Стоит отметить, что выявление одного из пяти индикаторов риска является основанием для проведения контрольных мероприятий со стороны Ростехнадзора. Конечно же, раскачивания и масляные пятна, о которых сообщают граждане и организации – весомый повод поинтересоваться состоянием подъёмников. Однако гораздо более важный – ресурс этих кабин, ведь если он выработан, то лифт становится для людей опасным.
Не случайно первым из трёх критериев-старожилов опасности лифтов в приказе Ростехнадзора значится такой: отсутствие сведений о выводе отработавшего назначенный срок службы лифта, подъёмной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) или эскалатора, за исключением эскалаторов в метрополитенах, из эксплуатации (за исключением устройств, установленных в многоквартирных домах), свидетельствующих о прекращении его использования в связи с демонтажем или с целью последующего проведения модернизации, более 30-ти календарных дней с даты истечения назначенного срока службы соответствующего устройства.
По этой причине к 15 февраля 2025 года требуется замена для не менее 66.000 российских лифтов. Для этого необходимо большое количество финансовых ресурсов, готовых подъёмников и специалистов, которые бы могли выполнить соответствующие работы. Но всего этого нет – поэтому изящным росчерком пера Совет Евразийской экономической комиссии продлил до 2030 года срок эксплуатации российских лифтов, подлежащих замене к 15 февраля 2025 году.
И фактически отслужившие свой срок кабины продолжат возить людей. Почему-то здесь вспоминается булгаковская осетрина «второй свежести», которой в принципе быть не должно. А ещё эта история немного попахивает «русской рулеткой»: упадет или доеду?
Бьёт тревогу и Национальный лифтовый союз. В своём Телеграм-канале он публикует информацию о том, что в 2024 году зарегистрировано 4 аварии на лифтах, в результате которых получили травмы 5 человек, 2 из них – смертельные. Как минимум два из подъёмников, ставших причиной аварий, произведены в 1999 году, а потому прослужили свыше четверти века и выработали свой ресурс.
Это говорит о том, что безопасности лифтового хозяйства нужно уделять серьёзное внимание. Также стоит помнить и масштабе проблемы: более 66.000 подъёмников (которые перешагнули возраст в 25 лет до 15 февраля), нужно будет, в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии, заменить в ближайшие пять лет, ещё не менее 56.000 лифтов «состарятся» в ближайшую пятилетку, и потребуется их замена до 15 февраля 2030 года.
Итого – нужна замена более 122.000 подъёмников, эту работу необходимо провести за пять следующих лет. Стране нужно готовить деньги и специалистов для выполнения этой масштабной работы. Или же нам вскоре придётся ходить по этажам пешком…